Строительство дома
- акт творения, созидания. А плотники на Руси уподоблялись творцам,
считались причастными к сакральной сфере и наделенными
сверхъестественной силой и особым знанием о внешнем мире. Чтобы
узаконить новую модель мира, мира, преобразованного совершившимся
творением, строительство сопровождалось определенными таинствами…
Определение центра
Строительство начиналось с определения ритуального центра. Такой точкой признавалась середина будущего жилища или его красный (передний, святой) угол.
Сюда сажалось или втыкалось молодое деревце (березка, рябина, дубок,
кедр, елка с иконой) или сделанный плотниками крест, который стоял до
окончания строительства. Деревце или крест уподоблялись мировому древу,
символизирующему миропорядок, космос. Так устанавливались отношения
подобия между структурой будущего строения и структурой космоса, а сам
акт строительства мифологизировался.
Жертва
В
центре, обозначенном мировым древом, закладывалась так называемая
строительная жертва. Подобно миру, который в мифологическом
представлении был «развернут» из тела жертвы, дом также «выводился» из
жертвы.
На
ранних этапах истории у славян не исключались человеческие
жертвоприношения при закладке строений, затем ритуальным эквивалентом
человеческой жертвы стали домашний скот(чаще всего конь) и мелкие
животные (петух, курица).
Отрывок
из христианского номоканона гласит: «при постройке домов имеют
обыкновение класть человеческое тело в качестве фундамента. Кто положит
человека в фундамент — тому наказание — 12 лет церковного покаяния и 300
поклонов. Клади в фундамент кабана, или бычка, или козла». Позже
строительная жертва стала бескровной. Устойчив набор из трех жертвенных
символов: шерсть, зерно, деньги, которые соотносятся как с идеями
богатства, плодородия, достатка, так и с олицетворением трех миров:
животного, растительного и человеческого.
Укладка первого венца
Обряд
жертвоприношения совмещался с укладкой первого венца. Этой операции
уделялось особое внимание, ведь первый венец – это образец и остальным
венцам, из которых состоит сруб.
С
укладкой первого венца реализуется пространственная схема жилища, и
теперь все пространство делится на домашнее и недомашнее, внутреннее и
внешнее.
Обычно
в этот день плотники кладут только один венец, после чего следует
«окладное» («обложейное», «закладочное») угощение, во время которого
мастера приговаривают: «Хозяевам доброе здоровье, а дому доле стоять,
пока не сгниет». Если же плотники желают хозяевам будущего дома зла, то и
в таком случае укладка первого венца — наиболее подходящий момент:
ударяя крестообразно топором по бревну и держа в уме задуманную порчу,
мастер говорит: «Гак! Нихай будиць так!» — и что он задумал, то и
сбудется.
Укладка матицы
Центральный момент строительства – укладка матицы
(бруса, служащего основанием для потолка) – сопровождался ритуальными
действиями, целью которых было обеспечить тепло и достаток в доме.
Один
из плотников обходил самое верхнее бревно («черепной венец»), рассеивал
по сторонам хлебные зерна и хмель. Хозяева все это время молились богу.
Мастер-жрец
переступал на матицу, где лыком была подвязана овчинная шуба, а в
карманах ее положены хлеб, соль, кусок мяса, кочан капусты и в бутылке
зеленое вино. Лыко перерубалось топором, шуба подхватывалась внизу,
содержимое карманов поедалось и выпивалось. Могли поднимать матицу с
привязанным к ней пирогом или караваем хлеба.После установки матицы и
«матичного» угощения катались на лошадях с песнями, чтобы все селение
видело, что матицу положили. И только через день продолжали достраивать
дом.
Прорубание окон и дверей
Пристальное
внимание уделялось процессу изготовления дверных и оконных проемов,
дабы регламентировать, обезопасить связь внутреннего мира (дома) с
внешним. Когда вставляли дверную раму, говорили: «Двери, двери! Будьте
вы на заперти злому духови и ворови», - и делали топором знак креста. То
же происходило, когда устанавливали притолоки и подоконники для окон, и
так же обращались к окнам с просьбой не впускать в дом воров и злых
духов.
Покрытие дома
Небо
– крыша земли. Отсюда упорядоченность мира, гармония, ведь все, что
имеет верхний предел, закончено, безусловно. Дом, подобно картине мира,
становится «своим», жилым и безопасным, только будучи покрытым.
С укладкой крыши связано последнее, самое обильное угощение плотников, которое называлось «замочка» крыши.
На
Севере устраивали«саламатник» — торжественный семейный обед для
плотников и родственников. Основными блюдами была саламата нескольких
сортов — густая затируха из муки (гречневой, ячменной, овсяной),
замешанная на сметане и заправленная топленым маслом, а также каша из
поджаренной на масле крупы.
Окончание строительства
Странными
представляются обряды, завершающие строительство дома. В течение
определенного срока (7 дней, год и т.п.) дом должен был оставаться
незаконченным с той целью, чтобы избежать смерти кого-либо из членов
семьи. Например, могли оставить непобеленным кусок стены над иконами или
год не делали крышу над сенями, чтобы «всякие беды вылетали в это
отверстие». Так незавершенность, незаконченность связывалась с идеями
поддержания существующего порядка, вечности, бессмертия, продолжения
жизни.